Полезное
Главная » Статьи » Технологии, секреты |
Изготовление спицованных колес Статья с сайта www.cardarmy.ru Спицованные колеса представляют собой отличительную черту как многих образцов автомобильной техники начала прошлого века, так и многих самолетов периода первой мировой войны. Для моделиста аккуратное и верное воспроизведение таких колес может оказаться весьма нелегкой задачей. Это особенно важно для картонных моделей, ведь многие приемы и технологии из мира пластиковых моделей в данном случае просто неприемлемы. Одним из наиболее известных способов является
предложееный Гарри Вудманом
(http://www.wwimodeler.com/harry/chapter3/18-wheels.htm). Но для
картонных моделей эти методы все же не годятся - слишком велика
вероятность повреждения деталей, которые изготавливаются из картона, а
не из пластика.
Чтобы адаптировать этот метод для картонных моделей мы должны исключить
(или в максимальной степени уменьшить) саму возможность применения силы
или сколь-нибудь значительных нагрузок к деталям из бумаги. Поэтому мы
не будем протягивать спицы через ступицу, как это делает Вудман, а
будем "обтекать" эту деталь. Иначе говоря, спицы не будут попадать в
центр колеса, а для их удержания по центру мы сделаем две специальные
шайбы: Встречаются разнообразные варианты
расположения спиц на колесе. В рассматриваемом примере мы будем
формировать радиальный узор, в котором спицы выходят непосредственно из
ступицы на равномерно расположенные точки на ободе. Положение точки, в которой спицы пересекаются, определяется внутренним диаметром нашего формовочного колеса, толщиной колеса на его внутренней грани и длиной центральной части ступицы. Все эти параметры необходимо рассчитать заранее, и для каждого "типоразмера" необходимо спроектировать специальное формовочное колесо. В этой статье мы в качестве примера сконструируем колесо в масштабе 1:48 с диаметром обода 7/16" и внешним размером шины 9/16". Такие колеса подойдут к большинству моделей аэропланов с колесами шасси размера 24"-27". Метод пригоден для использования с колесами любого диаметра, но необходимо понимать что для получения хороших результатов вы должны подобрать толщину формовочного колеса, длину ступицы и диаметры (внутренний и внешний) формовочного колеса.
Изготовление этих колес является само по себе не слишком сложной
процедурой, но все же оно требует времени и терпения. Пожалуйста,
убедитесь в том, что вы понимаете всю процедуру достаточно подробно,
прежде чем начать сборку. Разочарование при спешке может наступить
довольно быстро, но неторопливая и тщательная работа гарантирует
хороший результат. Кроме того, опыт - великое дело. Выделите время на
эту работу и сосредоточьтесь над ней, и тогда вы сможете завершить
работу над вашей моделью раньше, чем планировали. Проектирование формовочного колеса Само по себе формовочное колесо является достаточно простым в проектировании и изготовлении. Фактически, это три круга с соосными отверстиями по центру, склеенные вместе. Главная хитрость же состоит в том, чтобы спроектировать колесо таким образом, чтобы получить готовое спицованное колесо необходимого нам размера. Начнем с
расположения прорезей для фиксации спиц. Нам потребуется две пары спиц,
проходящих через каждый слот, поэтому если мы вырежем 12 слотов, наше
колесо будет иметь 48 спиц. На листе бумаги (или в любом CAD-пакете)
нарисуйте две прямые, пересекающиеся под прямым углом. Наше колесо
будет иметь размер примерно в 2" (это дюймы, 1" = 2,76 см), поэтому
линии не должны быть слишком длинные. Затем добавьте оставшиеся 4 линии
под углами 30, 60, 120 и 150 градусов. Если вы рисуете от руки, не забудьте, что все линии должны пересекаться в одной точке. Расстояние от ступицы до обода должно состаить 11/64". Поскольку обод - точка пересечения спиц, нам необходимо, чтобы внутренний диаметр формовочного колеса был в два раза больше этого расстояния, то есть отстоял еще на 11/64" от обода: Простейший способ в определении размера колеса - отложить это расстояние по одной из осей для прорезей. Затем нарисуйте окружность с центром в точке пересечения линий. В нашем случае внутреннее отверстие формовочного колеса будет иметь диаметр 25/32". Теперь у нас есть все данные для изготовления формовочного колеса. Вырежьте круг который примерно на 1/2"-3/4" больше нарисованной нами окружности внутреннего диаметра. Будьте внимательны - центр вырезаемой окружности должен точно совпадать с центром, использовавшимся при отрисовке: Теперь давайте вспомним, что для получения колеса нужного размера, толщина внутренней грани формовочного колеса должна совпадать с длиной центральной части ступицы. Для масштаба 1/48 мы используем ступицу длиной 3/32". Картон тройной толщины, используемый нами, имеет толщину равную 1/32", поэтому нам достаточно положить еще по одному слою с каждой стороны основного колеса.. Для этого вырежем два круга, которые примерно на 1/2" меньше чем внешний диаметр основного колеса: Теперь нам надо вырезать в этих дополнительных окружностях отверстия, имеющие диаметр, равный внутреннему диаметру формовочного колеса: Кстати, при вырезании отверстий имеет смысл заклеить центральную часть деталей кусочком скотча, чтобы отверстие не разболталось от воздействия иглы циркуля. Все три внутренних отверстия должны иметь одинаковый диаметр и быть абсолютно круглыми! Теперь нам необходимо изготовить прорези в основном формовочном колесе. Для этого сделайте вырезы длиной примерно 1/4" на внешней стороне формовочного колеса на местах, отмеченных каждой из 12 линий: Приклейте по одному из дополнительных колес с каждой стороны основного формовочного колеса. Очень важно при этом сохранить соосность всех трех колес. Не волнуйтесь, если дополнительные колеса перекроют часть внешних отверстий - до тех пор, пока нить, используемая для изготовления спиц натягивается через нужные отверстия, единственным фактором, влияющим на качество изготовления спиц является внутренний край формовочного колеса.
Ступица изготавливается из обычной тонкой бумаги, которую мы покрасили
в черный цвет обычным маркером. Фактически это отрезок трубки, на
которую навернута трубка большего диаметра, но короче. Этот участок
большего диаметра будет использоваться для фиксации спиц, придавая
колесам характерную коническую форму. Первая (внутренняя) трубка должна
быть сделана гораздо большей длины, чем потребуется в готовом колесе,
чтобы быть уверенным в том, что нить, из которой изготавливаются спицы,
не соскользнет, пока мы будем натягивать спицы (Рис.3). Для этой детали вам потребуется сделать всего два оборота вокруг шаблона. Не стоит заботиться о том, чтобы расположить узкую полоску точно по центру, поскольку нам все равно прийдется впоследствии обрезать концы. Важно позаботиться о том, чтобы поверхности, образуемые в результате намотки узкой полоски по торцам были плоские и достаточно широкие чтобы удержать спицы от сползания с них. Еще раз проверьте, что внешний диаметр ступицы (образованный узкой полоской), соответствует толщине формовочного колеса (в нашем примере - 3/32" ). Установка спиц Вот теперь начинается настоящее веселье... Внимание! Установка ступицы и первых двух пар спиц в правильном положении является наиболее сложным и трудоемким этапом при изготовлении всего колес. Иногда может показаться, что сделать это как следует совершенно невозможно. Не волнуйтесь, сохраняйте присутствие духа и повторите всю процедуру с самого начала. Я могу утверждать по собственному опыту что некоторые типы колес могу сопротивляться сборке в течение нескольких часов, и у вас могут возникнуть мысли бросить эти @#$%^&&* (по-русски - "№;%:?*") колеса и никогда больше не заниматься такой ерундой. Итак, окрасьте леску или проволоку,
из которой вы делаете спицы в черный цвет. Для нашего колеса в масштабе
1/48 потребуется около полутора метров такой нити, но работать с
цельным отрезком все же неудобно. Вы можете нарезать ее на отрезки
длиной не меньше удвоенного диаметра формовочного колеса с небольшим
запасом. Но практика постепенно позволяет увеличить длину. Я лично
начинаю с нитей длиной порядка 4 футов ( 1,2 м). Затем оберните нити вокруг колеса и
проведите их через внутреннее отверстие. Одна из нитей должна пройти
слева от уже натянутых спиц, а вторая - между ними: Вы должны быть уверены в том, что обеспечили смещение
обеих пар передних и задних спиц одинаковым образом. Спицы, которые
идут с задней стороны колеса, должны размещаться со сдвигом по часовой
стрелке относительно "передних спиц". Это не так важно для конструкции
оригинала колеса, но важно для нас, поскольку сохранение шаблона для
каждой пары спиц позволит сохранить центровку ступицы и в результате
приведет к получению более регулярной структуры готового макета колеса.
Если все было сделано правильно,
ступица будет отцентрована, как только нить будет натянута. Натягивать
нити надо обе, если вы будете тянуть их по одной, ступицу перекосит
влево или вправо. Убедитесь, что все четыре спицы прижаты к узкой части
ступицы и что ступица расположена более менее по центру формовочного
колеса. Теперь можно вздохнуть с облегчением - самая сложная часть работы закончена. Ну, почти закончена.
Повторите эти же шаги для завершения установки этого набора спиц. Но
имейте в виду, что поскольку мы начали с задней стороны колеса,
обратный путь мы должны сделать с передней его стороны. Поэтому вы
натягиваете спицы с передней стороны через заднюю сторону ступицы и
смещаете их против часовой стрелки к уже установленной паре. Здесь
легко запутаться, поэтому посмотрите внимательно на первую пару чтобы
разобраться как нити проходят относительно друг друга. После того, как
вы проведете нити обратно на заднюю сторону слота 9:00 и натяните их,
зафиксируйте их на кромке колеса, чтобы спицы не соскочили и не
ослабили нятяжение. Теперь ступица
должна быть точно отцентрована в колесе, а ее ось направлена точно
поперек его плоскости. Проверьте все углы и при необходимости поправьте
их После того, как вы убедитесь в том, что все спицы расположены
правильно, зафиксируйте их положение на ступице несколькими капельками
жидкого цианакрилата. Покачайте ступицу, чтобы убедиться в хорошем
натяжении спиц. Если у вас кончится отрезок нити, зафиксируйте
ее в соседнем слоте, чтобы сохранить натяжение нити, завяжите узелок на
новом отрезке и продолжайте работу с того места, где остановились. Приобретя некоторую практику вы сможете собирать каждое колесо менее чем за час.
Для изготовления половинки обода тонкая полоска бумаги (шириной 1/32 ")
оборачивается вокруг колеса подходящего размера четыре раза для
получения кольца:
Используется круговой резак для изготовления формы из картона тройной
толщины. Может потребоваться несколько попыток для того, чтобы добиться
нужного размера - нужно чтобы полученное колечко располагалось в
точности на пересечении спиц.
Прежде чем двигаться дальше нужно убедиться, что каждая спица приклеена
к ободу Продолжайте фиксировать спицы и обо цианакрилатом до тех пор,
пока они не превратятся в неподвижную конструкцию. При фиксации обода я
вначале "наживляю" его с помощью ПВА на трех или четырех спицах. Когда
я вижу, что обод установлен правильно, вся конструкция переворачивается
вверх ногами и и на каждом пересечении обода со спицами я капаю
цианакрилат. Если этого не сделать, колесо может попросту рассыпаться,
как только мы снимем его с формовочного колеса.
Возможно появление небольших промежутков между двумя половинками обода
в тех местах, где нет спиц, заполните этиотверстия небольшим
количеством ПВА. После того как все просохнет, вырежьте колесо, обрезав
внешние стороны спиц. Затем обрежьте свободные части нитей.
Теперь нам осталось только собрать покрышку. Нам нужно спрятать концы
нитей, поэтому нам нужно будет изготовить еще несколько деталей: Начать нужно с изготовления двух боковин, которые долны размещаться снаружи обода. Подобно самому ободу это две полоски бумаги, навитые и проклееные вокруг формы, которая должна иметь внутренний диаметр, совпадающий с внешним диаметром обода. Для окраски бумаги я использую серую пастель. Возможно, эти детали имеет смысл изготавливать одновременно с ободом, до его установки в колесо, чтобы точно выдержать размер. Длина полоски для формирования боковин определяется масштабом и размером колеса. Для нашего примера я использовал полоску длиной примерно 7". Установите обе боковины на свои места на ободе
колеса. Постарайтесь сдвинуть их таким образом, чтобы сжать обрезанные
концы спиц. Зафиксируйте их положение каплей ПВА. В некоторых случаях,
если колесо получается довольно большим, имеет смысл оклеить обе
боковины и зазор между ними полоской бумаги: Рис.33. Готовое колесо | |
Категория: Технологии, секреты | Добавил: Master (01.05.2009) | |
Просмотров: 7254 | Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 3 | |||
| |||